Home > Dala 360 > Громкие дела в казахстанской медиа сфере

Громкие дела в казахстанской медиа сфере

Orda и КазТАГ оказались в центре юридических споров

Казахстанское медиапространство снова оказалось в центре обсуждений: за короткое время два крупных медиа – МИА (международное информационное агентство) КазТАГ и Orda.kz – стали фигурантами уголовных дел по статье 274 «Распространение заведомо ложной информации». Обе истории вызвали дискуссию о границах свободы слова и ответственностью СМИ за публикуемые данные. 

Отметим: история КазТАГа началась с жалобы Freedom Finance, заявившей, что агентство публиковало сведения, которые нанесли компании ущерб. Следственные действия стартовали 25 ноября, сотрудников редакции вызвали на допрос. Причиной стало заведение  уголовного дела, связанного с дискредитацией, подрывом деловой репутации и дестабилизации законной деятельности Freedom Finance.

В компании утверждали, что пытались урегулировать ситуацию в досудебном порядке. «Компания работает строго в рамках законодательства Республики Казахстан, обладает лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг и входит в число крупнейших частных брокеров страны. На международной арене компания представляет Казахстан как прозрачный и надежный финансовый институт, тем самым повышая инвестиционную привлекательность и репутацию государства», — отметили в Freedom Finance.  По словам адвоката Александра Камендровского, редакция КазТАГа игнорировала обращения компании. В информационном агентстве отрицают претензии со стороны холдинга, однако основатель Freedom Тимур Турлов заявил 9 декабря: «Они допустили и упомянули большое количество фактов, которые абсолютно не соответствуют действительности…Мы постарались собрать все доказательства и документальные подтверждения. Мы хотим действовать строго в рамках закона. Если люди говорят вещи, которые не соответствуют действительности, мы предоставим документы и будем пытаться отстоять свою точку зрения».

9 декабря информагентство опубликовалоновость, что на руководителей КазТАГ возбуждено уголовное дело. Гендиректора Асета Матаева и главного редактора Амира Касенова следствие уже формально записало в подозреваемые по заявлению Freedom Finance, подконтрольной Тимуру Турлову. Повод – публикации, основанные на словах граждан, заявивших о мошенничестве в компании. 

На фоне обсуждений вокруг КазТАГа в начале декабря стало известно о возбуждении уголовного дела и в отношении главного редактора Orda.kz Гульнары Бажкеновой. Следствие считает ряд публикаций портала умышленным и повторным распространением ложной информации. В день объявления о деле прошли обыски в офисе Orda.kz и по месту жительства Бажкеновой, была изъята техника. Уже на следующий день суд отправил ее под домашний арест на два месяца.

Одним из эпизодов следствия стала публикация 2024 года о якобы задержанном сотруднике правоохранительных органов при получении взятки. Несмотря на то что материал был опубликован больше года назад, его проверка активизировалась лишь в конце 2025-го, что журналистское сообщество сочло странным и несвоевременным.

Обе истории вызвали масштабную дискуссию. В материале издания “Аргументы и факты. Казахстан” эксперт Эдуард Полетаев отмечает, что медиарынок переживает период сильной коммерциализации, когда стандарты качества могут уступать скорости и желанию конкурировать. Так же он отмечает, что СМИ, блогеры и онлайн-площадки все чаще действуют из мотивации заработать: «Мы видим, что коммерциализируется эта сфера в серьезной степени, а шанс заработать всегда соблазняет хайпануть на чем-то».  

Правда, в  этой же статье политолог Марат Шибутов отмечает, что интенсивность «инфовойн» идет на спад: государство научилось регулировать такие ситуации, а сами медийные атаки становятся менее эффективными. Однако, по его словам, в условиях фрагментированного внимания аудитории репутация и объективность постепенно теряют ценность.

Ситуации с КазТАГ и Orda.kz наглядно демонстрируют, насколько хрупок баланс между свободой слова и ответственностью. Журналисты имеют право задавать неудобные вопросы, но обязаны проверять сведения. Государство должно обеспечивать соблюдение закона, но не превращать регулирование в инструмент давления.

Сохранить доверие в медиапространстве возможно только при условии, что все стороны — медиа, правоохранительные органы, бизнес и аудитория — соблюдают закон и профессиональные нормы, понимая: качественная информация остается ключевой ценностью общества.

Leave a Reply